Вопросы к экзамену по курсу «История древней христианской Церкви

1.     Особенности исторического развития Церкви в IV–IX вв. Основные источники данного периода.

2.     Религиозная политика Константина Великого. Историческое значение Миланского эдикта. Христианство как государственная религия.

3.     Источники и историографическая традиция о принятии императором Константином Великим христианства.

4.     Религиозная политика Римской империи при сыновьях Константина Великого. Отношения Церкви и государства на Западе и Востоке.

5.     Христианство как единственная государственная религия. Христианство и другие религии в законодательстве Феодосия II и Юстиниана.

6.     Церковь и государство в V–VI вв. Теории «цезарепапизма», «двух мечей» и «симфонии».

7.     Распространение христианства в Римской империи и за ее пределами. Вопрос о начале христианства в Египте, Малой Азии, на Западе.

8.     Социально-культурная роль христианизации «варварских» народов Европы и Северной Африки. Христианство у славян. Кирилл (Константин) Философ и Мефодий, их культурное наследие. Христианство в России.

9.     Аскетическая традиция в христианстве. Монашество. Возникновение и распространение. Роль монашества в жизни позднеримского общества.

10. Арианский спор. Его место в истории Церкви IV века. Роль Константина Великого.

11. Никейский Собор. Символ веры. Значение Первого Вселенского Собора в истории Церкви.

12. Арианство после Никейского собора до 361 г. Св. Афанасий Александрийский. Новые символы. Отношение светской власти к спору в 30–60 гг. IV в. Разделение среди ариан: основные течения.

13. Арианские споры после 361 г. Свв. Василий Великий, Григорий Богослов и Григорий Нисский, их деятельность против ариан. Второй Вселенский Собор.

14. Возникновение и сущность христологических споров. Аполлинарий Лаодикийский.

15. Административное устройство Церкви, отношения между важнейшими кафедрами Востока и Западом, влияние светской власти как факторы, оказавшие влияние на развитие христологических споров.

16. Особенности представлений христиан о личности Христа в конце  IV– начале V  вв. Антиохийская и александрийская школы: особенности  учения, выдающиеся представители

17. Несторианский спор. Несторий и св. Кирилл Александрийский. Третий Вселенский Собор.

18. Появление монофизитства. Евтихий. Четвёртый Вселенский Собор, его решения. Униональная политика императоров Восточно-Римской империи.

19. Христологические споры  при Юстине I и Юстиниане Великом. Отношение к монофизитам. «Оригенистический спор».  Спор о «Трех Главах». Пятый Вселенский Собор. Вопрос о т. н. «афтартодокетском» эдикте Юстиниана.

20. Возникновение монофелитства. «Моноэнергетическая» и «монофелитская»  фазы спора. Максим Исповедник и его роль в споре. Шестой Вселенский Собор.

21. Предпосылки возникновения иконоборчества. Отношение к иконопочитанию на Востоке и Западе в древности. Иконоборчество в Византии VIII в. как часть реформаторской деятельности императоров Исаврийской династии.

22. Иконоборческая политика византийских императоров VIII века. Император Константин V Копроним, как главный «идеолог иконоборчества». Св. Герман Константинопольский и преп. Иоанн Дамаскин. Преследования иконопочитателей.

23. Седьмой Вселенский Собори его решения. Разделение среди иконопочитателей по вопросам церковной дисциплины. Св. Никифор Константинопольский и преп. Феодор Студит как выразители православного учения о иконах.

24. Иконоборцы второго поколения. «Торжество Православия» при императрице Феодоре (843). Отношение к иконоборческим спорам на латинском Западе. «Карловы книги».

25. Причины разделения Церквей. Культурно-политическое и церковно-административное положение Рима и Константинополя. Притязания Рима на главенство в христианском мире. Вероучительные и обрядовые разногласия между Востоком и Западом.

26. Разделение церквей. Расхождения между Римом и Константинополем в учении, обряде и церковной организации. Исторические судьбы восточного и западного христианства после 1054 г.