Вопросы к экзамену по
курсу «История древней христианской Церкви
1.
Особенности
исторического развития Церкви в IV–IX вв. Основные источники данного периода.
2.
Религиозная
политика Константина Великого. Историческое значение Миланского эдикта. Христианство
как государственная религия.
3.
Источники
и историографическая традиция о принятии императором Константином Великим христианства.
4.
Религиозная
политика Римской империи при сыновьях Константина Великого. Отношения Церкви и
государства на Западе и Востоке.
5.
Христианство
как единственная государственная религия. Христианство и другие религии в
законодательстве Феодосия II и Юстиниана.
6.
Церковь
и государство в V–VI вв. Теории «цезарепапизма», «двух
мечей» и «симфонии».
7.
Распространение
христианства в Римской империи и за ее пределами. Вопрос о начале христианства
в Египте, Малой Азии, на Западе.
8.
Социально-культурная
роль христианизации «варварских» народов Европы и Северной Африки. Христианство
у славян. Кирилл (Константин) Философ и Мефодий, их культурное наследие. Христианство
в России.
9.
Аскетическая
традиция в христианстве. Монашество. Возникновение и распространение. Роль
монашества в жизни позднеримского общества.
10. Арианский спор. Его место в истории
Церкви IV века. Роль Константина Великого.
11. Никейский Собор. Символ веры. Значение Первого Вселенского Собора в истории Церкви.
12. Арианство после Никейского собора до 361
г. Св. Афанасий Александрийский. Новые символы. Отношение светской власти к
спору в 30–60 гг. IV в. Разделение среди ариан: основные течения.
13. Арианские споры после 361 г. Свв. Василий Великий, Григорий Богослов и Григорий Нисский, их деятельность против ариан. Второй Вселенский
Собор.
14. Возникновение и сущность христологических споров. Аполлинарий
Лаодикийский.
15. Административное устройство Церкви,
отношения между важнейшими кафедрами Востока и Западом, влияние светской власти
как факторы, оказавшие влияние на развитие христологических
споров.
16. Особенности представлений христиан о
личности Христа в конце IV– начале
V вв. Антиохийская и александрийская
школы: особенности учения, выдающиеся
представители
17. Несторианский спор. Несторий
и св. Кирилл Александрийский. Третий Вселенский Собор.
18. Появление монофизитства. Евтихий. Четвёртый Вселенский Собор, его решения. Униональная политика императоров Восточно-Римской империи.
19. Христологические споры при Юстине I и Юстиниане Великом. Отношение к монофизитам. «Оригенистический
спор». Спор о «Трех Главах». Пятый
Вселенский Собор. Вопрос о т. н. «афтартодокетском»
эдикте Юстиниана.
20. Возникновение монофелитства. «Моноэнергетическая»
и «монофелитская»
фазы спора. Максим Исповедник и его роль в споре. Шестой Вселенский
Собор.
21. Предпосылки возникновения
иконоборчества. Отношение к иконопочитанию на Востоке
и Западе в древности. Иконоборчество в Византии VIII в. как часть реформаторской
деятельности императоров Исаврийской династии.
22. Иконоборческая политика византийских
императоров VIII века. Император Константин V Копроним,
как главный «идеолог иконоборчества». Св. Герман Константинопольский и преп. Иоанн
Дамаскин. Преследования иконопочитателей.
23. Седьмой Вселенский Собори
его решения. Разделение среди иконопочитателей по
вопросам церковной дисциплины. Св. Никифор Константинопольский и преп. Феодор Студит как выразители православного учения о иконах.
24. Иконоборцы второго поколения. «Торжество
Православия» при императрице Феодоре (843). Отношение к иконоборческим спорам
на латинском Западе. «Карловы книги».
25. Причины разделения Церквей.
Культурно-политическое и церковно-административное положение Рима и
Константинополя. Притязания Рима на главенство в христианском мире. Вероучительные
и обрядовые разногласия между Востоком и Западом.
26. Разделение церквей. Расхождения между Римом и Константинополем в учении, обряде и церковной организации. Исторические судьбы восточного и западного христианства после 1054 г.